БИНЭ

БИНЭ
(Binet) Альфред (1857-1911) -французский психолог, специалист в области психологии развития, психометрике, психологии личности и социальной психологии. Создатель первой шкалы интеллекта (совместно с Т. Симоном), один из основателей психометрических тестологических исследований. Образование получил в престижном юридическом лицее Парижа (1878), занимался самообразованием в Национальной библиотеке. Докторскую степень в естественных науках получил в 1894 г., защитив диссертацию, посвященную субинтестинальной нервной системе насекомых. Профессиональную деятельность начал в 1882 г. в клинике Сальпетриер под руководством Ж.-М. Шарко, где исследовал проблемы животного магнетизма, гипноза, истерии и т.п., опубликовав 17 работ по этой проблематике. В 1887—88 гг. посещал курсы эмбриологии в лаборатории Бальбиани, изучал ботанику, зоологию, там же занимался экспериментальными исследованиями, научившись ценить точность и тщательность в наблюдениях. С 1890-х гг. начал сотрудничать с Бьюни — директором психологической лаборатории в Сорбонне. В 1894 г. сменил его на этом посту. В этом же году стал первым редактором LстиAnnee Psychologique — первого психологического журнала во Франции (1894—1911) и вступил в Свободное общество по изучению детской психологии. В сотрудничестве с Виктором Анри проводил экспериментальные исследования школьников Парижа, защищал и пропагандировал индивидуальную психологию и методы измерения индивидуальных различий. В 1899 познакомился с Теодором Симоном, с которым сотрудничал все последующие годы, и открыл лабораторию экспериментальной педагогики (совм. с Ф. Бюиссоном). В лаборатории исследовались особенности мышления детей и взрослых (знаменитых вычислителей и шахматистов), проблемы умственного утомления, психофизическая проблема и т.п. В 1904 г. Б. возглавил Правительственную комиссию по работе с трудными детьми, не способными к обучению в нормальных школах. Поскольку комиссия нуждалась в объективной оценке состояния школьников, Б. и Симон в 1905 г. провели тестовые испытания и разработали первую шкалу интеллекта, получившую впоследствии большое распространение. Наибольшее влияние на Б. как исследователя оказали труды английских эмпириков (Дж. Локка, Дж.С. Милля); немецкую психологию он изучал, читая Т. Рибо и сотрудничая с В. Анри, который учился у О. Кюльпе в Вюрцбурге. Как физиолог и педагог, Б. был убежден, что единственно ценный научный метод — это наблюдение и эксперимент, к теориям он относился скептически. С 1900 по 1903 он наблюдал за развитием собственных дочерей, изучая их мыслительные процессы, отмечая различия в индивидуальном и когнитивном стилях. Эта серия его наблюдений, наряду с исследованиями школьников в 1904—1905 гг,. и легла в основу создания шкалы интеллекта. Б. не имел никакой систематической теории интеллекта, но видел, что понимание, суждение, здравый смысл и, до некоторой степени, память проявлялись у детей разными способами. В отличие от Ф. Гальто-на и Дж.М. Кеттела, представлявших движение ментального тестирования, Б. был убежден, что индивидуальные различия в интеллекте обусловлены высшими психическими процессами. Кроме того, он считал, что уровень функционирования ребенка должен оцениваться с учетом того, какие задачи решает большинство детей одного с ним возраста. Эти две позиции послужили основанием для разработки серий задач возрастающей трудности для детей разного возраста, которые и позволяли проявиться тому или иному интеллектуальному уровню ребенка. Он показал, что дети 3—7 лет проходят три стадии в развитии понятий: от перечисления к описанию и, наконец, к интерпретации. В соответствии с этими стадиями и были разработаны серии вопросов разной степени сложности. В 1908 г. Б. и Т. Симон пересмотрели содержание шкалы интеллекта, увеличив возрастной диапазон тестирования до 13 лет. В 1911 Б., все еще не удовлетворенный сделанным, снова переработал шкалу, при этом он никогда не использовал термин умственный возраст, не желая наклеивать ярлык конкретному ребенку. Тем не менее это понятие начало применяться в психологии с 1908 г., а в 1911 немецкий психолог В. Штерн ввел понятие коэффициент интеллекта (IQ), который и по сей день является одной из целей тестирования. После смерти Б. его шкала практически не пересматривалась во Франции вплоть до 60-х гг. — настолько велик был его авторитет. Б. автор многих трудов, основные его соч.: Le Magnetisme Animal, (в соавт. С. Fere), P., 1887; Les Alterations de la Personnalite, P., 1892; Introdaction a la Psychologie Experimentale (в соавт. с J. Philippe, J. Courtier, V. Henri), P., 1894 (в рус пер. Введение в экспериментальную психологию (в соавт.), СПб., 1903); La Suggestibilite, P., 1900; LстиEtude Experimentale de lстиlntelligence, P., 1903; Les Idees Modernes sur les Enfants, P., 1908,1911. В рус. пер. издано: Психология умозаключения , М., 1889; Психология утомления , в соавт., М., 1889; Душа и тело, М, 1910; Современные идеи о детях, М., 1910; Ненормальные дети, в соавт., М., 1911; Методы измерения умственной одаренности (в соавт., сб. ст.), Херсон, 1923. Л.А. Карпенко


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "БИНЭ" в других словарях:

  • Бинэ Жак-Филипп — (Binet) франц. математик и астроном, родился в Ренне 2 февраля 1786 г., ум. в Париже 12 мая 1856 г. Окончив Политехническую школу, он был назначен в ней проф. механики и впоследствии главным инспектором. В 1823 г. Б. занял кафедру астрономии в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Бинэ Альфред — (Binet) современный франц. психолог, род. в Ницце 8 июля 1857 г., прибыл в Париж в 1871 г. и, прослушав курсы права и медицины, занялся с 1880 г. психологией опытной и патологической. Он напечатал в Revue philosophique , Mind , Revue scientifique …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Экспериментальная психология — наука сравнительно новая и еще мало известная в русском обществе. Многие относятся к ней с предубеждением и никак не могут примириться с мыслью о существовании каких то психологических лабораторий . Соединяя со словом лаборатория представление о… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Бине, Альфред — У этого термина существуют и другие значения, см. Бине. Альфред Бине Alfred Binet …   Википедия

  • Бине, Жак Филипп Мари — У этого термина существуют и другие значения, см. Бине. Жак Филлип Мари Бине фр. Jacques Philippe Marie Binet Дата рождения …   Википедия

  • ВЕКСЛЕР — (Wechsler) Давид (1896 1981) американский психолог румынского происхождения, психодиагност и психиатр. Специалист в области клинической психологии, психологии развития, методов оценки и измерения, военной психологии, педагогической психологии.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Мышление —         процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя М. имеет своим единственным источником ощущения (См. Ощущение), оно переходит границы непосредственно чувственного отражения и… …   Большая советская энциклопедия

  • Память — этим понятием обозначаются весьма сложные психические явления; обыкновенно под П. разумеют лишь воспроизведениe прежде бывших в сознании образов, причем воспроизводящее лицо сознает, что оно имеет дело с вторичными состояниями, имеющими сходство… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Психометрия — Психические явления могут быть измеряемы в двух отношениях, во первых, по силе (интенсивности), во вторых, по продолжительности (времени). Первое есть задача психофизики, второе психометрии. Продолжительность психических явлений мы не можем… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Усталость — В У. мы различаем две стороны физиологическую и психическую. Физиологическая состоит в том, что деятельность всякого органа (мышцы, железы, нервов, мозга и т. д.) по истечении некоторого времени, различного для разных органов, для разных… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»